За время 195-мильной гонки в Монако требуется производить около 2000 переключений передач. Из-за непрерывно чередующихся поворотов гонщики переключают передачи жестко и чуть ли не зверски. В коробке передач, осуществляющей очень короткие поступательные перемещения зацепления, и крепление которой к раме осуществляется посредством выступающих из рамы и коробки передач трубок (между которыми должно осуществляться взаимное перемещение), и включающей в себя кроме прочего ряд универсальных соединений, компенсирующих это перемещение, требуемые качество и точность достигнуть довольно сложно.

Традиционно, в интересах безопасности, количество стартующих на узкой, извилистой, короткой трассе ограничено 16-тью. Ранее организаторы Гран-при Монако приглашали один или два болида от каждой заводской команды, предоставляя им бороться за оставшиеся шесть мест на стартовом поле по итогам квалификации. В этом году, отступив от традиции, они пригласили прошлогоднего победителя, последних победителей в Чемпионате пилотов, а также местных героев, а именно – Брюса МакЛарена, Фила Хилла, Джека Брэбхема, Грэма Хилла и Мориса Тринтиньяна. На бумаге, учитывая все британские команды, а также Ferrari, ATS, Centro-Sud, de Beaufort и de Tomaso formula 1 car, казалось, что завяжется на редкость до боли знакомое сражение между оставшимися 19-тью болидами за последние 11 мест на старте, потому как число заявленных участников достигло 24-рех.

На самом же деле не было ни болидов ATS (Фил Хилл еще раз остался в роли зрителя), ни болидов Scirocco-Powell, ни BRM Centro-Sud, ни де Бофора, а только один-два дорогостоящих взрыва на тренировке. В результате нужда в квалификации отпала. Cooper привезла три болида для МакЛарена и Маггза – оба образца 1963 года. Болид МакЛарена на тренировке в четверг испытывал проблемы из-за воздуха в бензопроводе, пришлось менять двигатель на один из тех, что использовались в Сильверстоуне; а у Маггза в четверг срезало зубья на второй передаче.

Два Brabham – болид 1963 года для Гарни и модель “1962½”, которую Джек собирался использовать в этом сезоне – также испытывали проблемы, вероятно, со слишком обедненной рабочей смесью. Новый болид имел 5-скоростную коробку передач Hewland, в основе которой был картер VW, что, несомненно, давало преимущество в весе перед Colotti. Рама была перепроектирована и сделана мельче в задней части, так что теперь двигатель можно было обслужить, не вынимая его из рамы. В пятницу у двигателя Брэбхема просели клапаны и их выбросило через выхлопные трубы, и Джек срочно вылетел в Англию в Кесснер, чтобы подобрать запчасти для двигателя. Поэтому к квалификации его болид оказался не готов. Двигатель Гарни в субботней тренировке испытал похожую поломку, но перед этим он показал несколько довольно быстрых кругов.

Гарцующие жеребцы.

Ferrari появилась с двумя новыми болидами, дебютировавшими в Сильверстоуне, и которые позднее по ходу сезона должны были быть заменены болидами V8 или V12 с конструкцией монокок. К решению проблемы ухабов и бордюров, коих полным-полно в Монако, они подготовились по примеру того, как это сделала со своими Lotus-BRM команда British Racing Partnership. В четверг “24”-ки появились с укороченными носовыми частями. Это повлияло на радиаторы охлаждения, поэтому их перенесли на удлиненный капот двигателя. Сэртиз в пятницу вылетел с пугающе шатавшимся задним колесом, а когда он вернулся в боксы, то обнаружилось, что это был один из болидов Майресса, который предоставили ему в Сильверстоуне.

Команда Lotus с двумя монококами Lotus-25 Climax для Кларка и Тейлора, оснащенными системой впрыска, и запасным болидом с карбюратором была лучшей на протяжении тренировок. В четверг Кларк прошел круг с удивительным временем 1’35.3 (рекорд круга в гонке 1’35.5) – быстрее, чем предыдущий рекорд круга (1’35.4), который он поставил в прошлом году здесь же в квалификации. В пятницу же его болид простоял в боксах с поломкой селектора передач. Также огромное впечатление произвел Айленд на Lotus-BRM команды British Racing Partnership (команда привезла два Lotus-BRM и один Lotus-Climax) – все три болида являлись старыми Lotus-24. В пятницу его лучший круг был 1’35.7, в субботу он улучшил его до 1’35.5.

Команда Реджа Парнелла заявила три болида – одну Lola-Climax для приглашенного Мориса Тринтиньяна, уверенного в том, что он будет стартовать в любом случае, еще одну Lola для Криса Эймона и Lotus-BRM для Джона Кэмпбелл-Джонса. На деле же, Lotus не поехал вовсе, а у двигателя Тринтиньяна осели клапаны с серьезными последствиями. А поскольку “Тринт” был приглашенным, т.е. одним из гонщиков, на которого специально пришли посмотреть зрители, то Реджу Парнеллу ничего не оставалось, как отдать ему болид Эймона.

BRM привезла три болида, свои обычные промежуточные болиды 1962 года и тренировочный болид 1962 года, который был временно “продан” команде Centro-Sud (и окрашен в красный цвет) для участия в гонке Интернэшнл Трофи в Сильверстоуне. Как и в прошлый раз, он являлся запасным. Таким образом, Бандини, заявленный для участия на нем в Монако, но внезапно заболевший, присоединился к зрителям вроде Фила Хилла. Показав в первый день третье время круга 1’37, другой Хилл в пятницу улучшил его до 1’35.7. Затем, заявив о намерении стартовать с первого ряда, в последней сессии он прошел круг за 1’35.0, перед этим установив на заднюю подвеску более жесткие пружины, и все же добился своей цели. Йо Боннье был единственным представителем команды Роба Уолкера, управлявшим Cooper-ClimaxV8 1963 года, и также испытывал проблемы с выпадавшей передачей (на этот раз, с четвертой), в конечном счете проехав круг за 1’38.6.

В перерывах между тренировочными сессиями Гран-при в субботу проводились гонки юниорских болидов – два 16-круговых заезда и 24-круговой финал для первых 11-ти финишировавших в каждом заезде. После того, как Фрэнк Гарднер на Brabham-Ford в финале установил рекорд для юниоров (1’39.5 – 113.772 км/ч) – быстрее, чем рекорд круга Брэбхема в гонке 1959 года 2,5-литровой Формулы-1, трудно было понять, почему организаторы под предлогом безопасности ограничили число мест на стартовом поле гонки Формулы-1 16-тью, а гонки юниоров – 22-мя. Возможно, на них требовалось меньше денег.

Победителями заездов стали Арунделл на Lotus-Ford (27’40.7 – 108.769 км/ч) и Гарднер на Brabham-Ford (27’37.3 – 109.155 км/ч). Во время второго заезда Merlyn Джонатана Уилльямса оказался вовлеченным в страшную аварию, столкнувшись с камнем, оказавшимся в повороте Tobacco Kiosk; Уилльямс получил раны головы. В финале все стали свидетелями очень чрезвычайно захватывающей гонки и плотной борьбы между Brabham Гарднера, Lotus Шлессера, Lolа Эттвуда, Cooper Проктера и de Sanctis итальянца “Геки” – большую часть гонки пять болидов шли чуть ли не касаясь друг друга. К несчастью Арунделла его Lotus сошел на первом круге со сломанным коленвалом. У “Геки”, боровшегося за четвертую позицию в течение семи кругов, сдох двигатель прямо в конце последнего круга, и его прошли Проктер и Брэдли буквально за 200 ярдов до клетчатого флага.

 

НАЗАД HOME ВПЕРЕД


Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz