Гонка.

Когда 20 участников в 3 часа дня при ясной и сухой погоде выстроились в стартовую решетку, на ее последнем месте отсутствовал Cooper-Climax Кабрала. На его месте стоял ATS Багетти, который в действительности занимал 24-е место в квалификационном протоколе ниже Рэби, Сеттембера и де Бофора. Официально первенство Багетти над этими тремя объяснялось тем, что они по-спортивному остались в стороне, позволив итальянскому гонщику попасть на стартовую решетку. Тем не менее, ходили слухи о том, что оговаривалась изрядная сумма денег, за которые эти места были куплены. Если эти выдумки были на самом деле правдой, то такой способ попасть на старт гонки кажется довольно странным.

В назначенное время, в 3:30, был изящно дан сигнал к старту, и длинная решетка (из 10-ти рядов) в полном составе ушла со старта, все болиды унеслись без запинки. Тотчас же Г. Хилл и Сэртиз захватили лидерство, Кларк стал быстро пододвигаться к ним, а Гинтер, Гарни и Бандини шли за ними по пятам. Стартовая решетка была такой длинной, что 8 секунд понадобилось двум последним болидам, чтобы добраться до того места, где только что находился второй ряд. С этого момента, в последующие 86 кругов и до самого клетчатого флага не было ни минуты, чтобы побездельничать, расслабиться и передохнуть. За следующие 2.5 часа темп ни разу не замедлился.

На первых кругах первые 4 болида – Хилл, Сэртиз, Кларк и Гарни – начали отделяться от остального пелотона, образовав два отдельных скопления машин, с шумом несущихся по трассе очень плотными группами. Удерживавшего лидерство на протяжении двух кругов Хилла вскоре обошел Сэртиз, затем Кларк, ну а потом и Гарни, а ведь прошло всего лишь 6 кругов гонки. Хотя, по известной пословице, этих четверых “покрывал носовой платок”, они все же образовали две пары – Сэртиз-Кларк и Хилл-Гарни. К 6-му кругу 5-я и 6-я позиции горячо оспаривались между Гинтером и Бандини, постоянно обменивавшимися позициями и шедшими в нескольких секундах позади первой группы. Затем шли Брэбхем, МакЛарен, Айленд и Боннье – не обязательно в таком порядке; постоянно находясь близко друг к другу, они проносились мимо как одно целое. После них шел Маггз – “в одиночестве”, как сказал бы кто-нибудь об этой удивительной “свалке”, в которой помимо прочего находились еще Грегори и Спенс, блестяще проводящий свой первый ГП за рулем Lotus-25, оснащенного  карбюраторным двигателем. Позади них шла другая плотная группа, состоящая из Зифферта, Ф. Хилла, Тринтиньяна и Холла – затем Андерсона и Багетти… и Хейлвуда, отстающего на круг.

Ни разу не снизив темпа, Сэртиз лидировал, проходя круги в районе 1’40 – такая картина сохранялась до 16-го круга, в конце которого Сэртиз отправился на своей быстрой Ferrari в боксы, где сошел из-за отказа системы охлаждения двигателя и пробитой прокладки головки блока цилиндров. До этого момента две соперничащие лидирующие группы – Сэртиз-Кларк и Хилл-Гарни – разделяли 4.5 секунд – именно столько составлял отрыв Кларка от Хилла. Интервал между этой лидирующей группой и следующей постоянно рос – впереди был Гинтер, преследуемый Айлендом, Бандини, Брэбхемом и Боннье, но этот порядок следования часто сменялся с незначительным преимуществом Гинтера.

Хотя эксперты и предсказывали плотную гонку, но никто из них не мог предусмотреть такую захватывающую борьбу – а вот что занимало головы персонала команд, так это возросший расход топлива. Тони Радд из команды BRM мысленно тешил себя тем, что они предусмотрительно установили на радиаторы болидов усиленные защитные экраны в предвидении плотной гонки. К концу гонки от них почти ничего не осталось! Что касается топлива, то Брэбхем (с 28-ю галлонами на борту на старте) закончил 26 тренировочных кругов с 8.5 галлонами, а поскольку дистанция гонки составляла 86 кругов, то топлива ему вполне должно было хватить; но при этом не бралась в расчет динамика прохождения кругов.

Кларк удерживал лидерство с 18-го по 22-й круг, когда Гарни захватил его на круг; затем Хилл принял его на 3 круга; потом Гарни снова протиснулся вперед… затем Кларк… затем Хилл. Так это и продолжалось – эти 3 болида были чуть ли не связаны вместе, они проносились мимо боксов словно вагоны одного поезда, кто-нибудь то и дело вырывался из “воздушного мешка” впереди идущего болида в попытках ухватить несколько ярдов. Скорость гонки составляла примерно 206 км/ч, и работа секундомеров стала уже не такой легкой, какой была на первых кругах. Вторая группа, состоявшая по-прежнему из 6-ти болидов во главе с Гинтером, шла в 58-и секундах позади лидеров.

К середине дистанции, 43-му кругу, впереди снова был Кларк, преследуемый Гарни и Хиллом. К этому времени лидерство сменялось 19 раз, переходя от одного к другому болиду. Вторая группа начала разбиваться на фракции – Гинтер-Брэбхем, Айленд, МакЛарен-Боннье (в конце концов, накапливалась усталость, напряжение спадало, и борьба за лидерство в этой группе уже не имела успеха). Эта группа шла в одном круге с лидерами; за ними в круге от Кларка шли дуэт Спенс-Маггз (или Маггз-Спенс, все равно), Тринтиньян, Холл, Андерсон, Фил Хилл, Хейлвуд и Багетти – оставшиеся 16 из 20-ти стартовавших. Грегори сошел на 27-ом круге после отличной борьбы с Маггзом; Сэртиз сошел по окончании 17-го круга с пробитой прокладкой; его товарищ по команде Бандини последовал за ним в конце 38-го круга с поломкой трансмиссии; и по завершении 41-го круга Зифферт остановился в боксах раз и навсегда.

Вскоре, очевидно из-за проскальзывающего сцепления, BRM Грэма Хилла начал замедляться; и Кларк с Гарни (все еще обменивающиеся позициями на каждом круге) стали отрываться, и на 49-ом круге отставание BRM Хилла достигло уже 60-ти секунд. Гинтер и Брэбхем боролись колесо в колесо за 4-ую и 5-ую позиции; Айленд занимал 6-ую; Боннье и МакЛарен обменивались 7-ой и 8-ой; отлично шедший Спенс совместно с Маггзом занимали 9-ую и 10-ую; и позади них, растянувшись чуть больше, шли Тринтиньян, Холл, Андерсон, Ф. Хилл, Хейлвуд и Багетти, регулярно заезжающий на пит-стопы.

 Карбонтетрахлорид!

По завершении 50-го круга Хилл на BRM заехал на пит-стоп за дозой эффективного средства от проскальзывания сцепления – струи из огнетушителя Pyrene. Эта остановка стоила ему семи позиций и круга отставания; BRM вернулся на трассу на 10-ой позиции, боролся что было сил на протяжении 9-ти кругов и сошел вне трассы. Это был печальный конец невероятной гонки. Кларк лидировал, сначала с шедшим по его пятам Гарни, но прекрасная гонка Гарни на Brabham-Climax тоже была обречена. По завершении 63-го круга, будучи на второй позиции, его зазвали в боксы по причине обеднения топлива – подобная проблема преследовала болид в Нюрбургринге; пит-стоп отбросил его назад на 10-ю позицию, теперь он отставал от Lotus Кларка на 80 секунд. В конце следующего круга он заехал в боксы повторно и сошел.

Теперь Кларк уверенно лидировал, ровно на круг опережая BRM Ричи Гинтера, который “вернул себе круг” у Кларка, пару раз атаковав его. Поскольку Кларк в это время проходил круг за 1’40-1’41, это и был его отрыв от BRM. Всего в 5-ти секундах позади BRM на превосходной 3-ей позиции шел Брэбхем, озабоченный количеством оставшегося на борту топлива; Айленд на BRP-BRM шел 4-ым; Боннье и МакЛарен неумолимо боролись за 5-ую и 6-ую позиции; Спенс и Маггз занимались тем же за 7-ую и 8-ую; в оставшейся части пелотона порядок оставался неизменным. Любопытно было наблюдать, как болиды, разделенные (кроме лидировавшего с огромным отрывом Кларка) относительно небольшими интервалами, занимали почти треть круга.

Связка Боннье-МакЛарен завершила 76-ой круг, когда Боннье отправился на дозаправку, а заводской Cooper отправился дальше по трассе в одиночестве. Боннье вернулся в гонку, но вскоре на кочковатых поворотах стало падать давление масла; и практически ничего не теряя, Боннье, медленно, но упрямо шел на 7-ой позиции, только лишь перед финишем его опередил Тринтиньян (вернул себе круг отставания – А.К.).

После 80-го круга (за 6 кругов до финиша) Брэбхем также заехал на дозаправку, после чего болид несколько раз “кашлял” и снижал скорость. Он откатился назад на 5-ую позицию, и по завершении 86-го и последнего круга порядок следования был следующим: Кларк, Гинтер, Айленд, МакЛарен, Брэбхем, Маггз, Боннье, Холл, Тринтиньян, Хейлвуд, Хилл, Андерсон и Багетти. Спенс выбыл из гонки по окончании 73-го круга, остановившись за пределами трассы. Он решил воспользоваться “воздушным мешком” Айленда, чтобы обойти Маггза, с которым очень долго сражался, но двигатель начал заедать, и он остановился.

Спустя круг Джим Кларк взял финишный флаг и уверенный титул Чемпиона мира – в сопровождении Ричи Гинтера на 2-ом месте, отставшего почти на круг (он вернул себе круг отставания от Кларка за 8 кругов до финиша). А вместо Айленда на 3-ем месте пришел МакЛарен. Мы быстро проверили наши протоколы, и с удивлением обнаружили, что упустили его из виду. На “следующем круге” засечки уже не производились, и все остальные финишировавшие отправились в боксы, но без Айленда. На самом деле, протокол не обманывал; на последнем круге у BRM сломалась коробка передач – последний поворот судьбы изумительной гонки.

И, в заключение, в момент триумфа Джима Кларка, когда он стоял в боксах Dunlop, принимая поздравления с двойной победой, мгновенно примчавшаяся полиция Монцы воспользовалась именно этим моментом, чтобы препроводить его “для допроса” насчет аварии, произошедшей в гонке двухлетней давности.

 

НАЗАД HOME ВПЕРЕД


Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz