Гонка.
Когда
20 участников
в 3 часа дня
при ясной и
сухой
погоде
выстроились
в стартовую
решетку, на
ее
последнем
месте
отсутствовал
Cooper-Climax
Кабрала. На
его месте
стоял ATS
Багетти,
который в
действительности
занимал 24-е
место в
квалификационном
протоколе
ниже Рэби,
Сеттембера
и де Бофора.
Официально
первенство
Багетти над
этими тремя
объяснялось
тем, что они
по-спортивному
остались в
стороне,
позволив
итальянскому
гонщику
попасть на
стартовую
решетку. Тем
не менее,
ходили
слухи о том,
что
оговаривалась
изрядная
сумма денег,
за которые
эти места
были
куплены.
Если эти
выдумки
были на
самом деле
правдой, то
такой
способ
попасть на
старт гонки
кажется
довольно
странным. В
назначенное
время, в 3:30, был
изящно дан
сигнал к
старту, и
длинная
решетка (из 10-ти
рядов) в
полном
составе
ушла со
старта, все
болиды
унеслись
без запинки.
Тотчас же Г.
Хилл и
Сэртиз
захватили
лидерство,
Кларк стал
быстро
пододвигаться
к ним, а
Гинтер,
Гарни и
Бандини шли
за ними по
пятам.
Стартовая
решетка
была такой
длинной, что 8
секунд
понадобилось
двум
последним
болидам,
чтобы
добраться
до того
места, где
только что
находился
второй ряд. С
этого
момента, в
последующие
86 кругов и до
самого
клетчатого
флага не
было ни
минуты,
чтобы
побездельничать,
расслабиться
и
передохнуть.
За
следующие 2.5
часа темп ни
разу не
замедлился. На
первых
кругах
первые 4
болида
Хилл, Сэртиз,
Кларк и
Гарни
начали
отделяться
от
остального
пелотона,
образовав
два
отдельных
скопления
машин, с
шумом
несущихся
по трассе
очень
плотными
группами.
Удерживавшего
лидерство
на
протяжении
двух кругов
Хилла
вскоре
обошел
Сэртиз,
затем Кларк,
ну а потом и
Гарни, а ведь
прошло
всего лишь 6
кругов
гонки. Хотя,
по
известной
пословице,
этих
четверых покрывал
носовой
платок, они
все же
образовали
две пары
Сэртиз-Кларк
и Хилл-Гарни.
К 6-му кругу 5-я
и 6-я позиции
горячо
оспаривались
между
Гинтером и
Бандини,
постоянно
обменивавшимися
позициями и
шедшими в
нескольких
секундах
позади
первой
группы.
Затем шли
Брэбхем,
МакЛарен,
Айленд и
Боннье не
обязательно
в таком
порядке;
постоянно
находясь
близко друг
к другу, они
проносились
мимо как
одно целое.
После них
шел Маггз в
одиночестве,
как сказал
бы кто-нибудь
об этой
удивительной
свалке, в
которой
помимо
прочего
находились
еще Грегори
и Спенс,
блестяще
проводящий
свой первый
ГП за рулем Lotus-25,
оснащенного
карбюраторным
двигателем.
Позади них
шла другая
плотная
группа,
состоящая
из Зифферта,
Ф. Хилла,
Тринтиньяна
и Холла
затем
Андерсона и
Багетти
и
Хейлвуда,
отстающего
на круг. Ни
разу не
снизив
темпа,
Сэртиз
лидировал,
проходя
круги в
районе 140
такая
картина
сохранялась
до 16-го круга,
в конце
которого
Сэртиз
отправился
на своей
быстрой Ferrari
в боксы, где
сошел из-за
отказа
системы
охлаждения
двигателя и
пробитой
прокладки
головки
блока
цилиндров.
До этого
момента две
соперничащие
лидирующие
группы
Сэртиз-Кларк
и Хилл-Гарни
разделяли 4.5
секунд
именно
столько
составлял
отрыв
Кларка от
Хилла.
Интервал
между этой
лидирующей
группой и
следующей
постоянно
рос
впереди был
Гинтер,
преследуемый
Айлендом,
Бандини,
Брэбхемом и
Боннье, но
этот
порядок
следования
часто
сменялся с
незначительным
преимуществом
Гинтера. Хотя
эксперты и
предсказывали
плотную
гонку, но
никто из них
не мог
предусмотреть
такую
захватывающую
борьбу
а вот что
занимало
головы
персонала
команд, так
это
возросший
расход
топлива.
Тони Радд из
команды BRM
мысленно
тешил себя
тем, что они
предусмотрительно
установили
на
радиаторы
болидов
усиленные
защитные
экраны в
предвидении
плотной
гонки. К
концу гонки
от них почти
ничего не
осталось!
Что
касается
топлива, то
Брэбхем (с 28-ю
галлонами
на борту на
старте)
закончил 26
тренировочных
кругов с 8.5
галлонами, а
поскольку
дистанция
гонки
составляла 86
кругов, то
топлива ему
вполне
должно было
хватить; но
при этом не
бралась в
расчет
динамика
прохождения
кругов. Кларк
удерживал
лидерство с
18-го по 22-й круг,
когда Гарни
захватил
его на круг;
затем Хилл
принял его
на 3 круга;
потом Гарни
снова
протиснулся
вперед
затем Кларк
затем Хилл.
Так это и
продолжалось
эти 3 болида
были чуть ли
не связаны
вместе, они
проносились
мимо боксов
словно
вагоны
одного
поезда, кто-нибудь
то и дело
вырывался
из воздушного
мешка
впереди
идущего
болида в
попытках
ухватить
несколько
ярдов.
Скорость
гонки
составляла
примерно 206
км/ч, и работа
секундомеров
стала уже не
такой
легкой,
какой была
на первых
кругах.
Вторая
группа,
состоявшая
по-прежнему
из 6-ти
болидов во
главе с
Гинтером,
шла в 58-и
секундах
позади
лидеров. К
середине
дистанции, 43-му
кругу,
впереди
снова был
Кларк,
преследуемый
Гарни и
Хиллом. К
этому
времени
лидерство
сменялось 19
раз,
переходя от
одного к
другому
болиду.
Вторая
группа
начала
разбиваться
на фракции
Гинтер-Брэбхем,
Айленд,
МакЛарен-Боннье
(в конце
концов,
накапливалась
усталость,
напряжение
спадало, и
борьба за
лидерство в
этой группе
уже не имела
успеха). Эта
группа шла в
одном круге
с лидерами;
за ними в
круге от
Кларка шли
дуэт Спенс-Маггз
(или Маггз-Спенс,
все равно),
Тринтиньян,
Холл,
Андерсон,
Фил Хилл,
Хейлвуд и
Багетти
оставшиеся 16
из 20-ти
стартовавших.
Грегори
сошел на 27-ом
круге после
отличной
борьбы с
Маггзом;
Сэртиз
сошел по
окончании 17-го
круга с
пробитой
прокладкой;
его товарищ
по команде
Бандини
последовал
за ним в
конце 38-го
круга с
поломкой
трансмиссии;
и по
завершении 41-го
круга
Зифферт
остановился
в боксах раз
и навсегда. Вскоре,
очевидно из-за
проскальзывающего
сцепления, BRM
Грэма Хилла
начал
замедляться;
и Кларк с
Гарни (все
еще
обменивающиеся
позициями
на каждом
круге) стали
отрываться,
и на 49-ом
круге
отставание BRM
Хилла
достигло
уже 60-ти
секунд.
Гинтер и
Брэбхем
боролись
колесо в
колесо за 4-ую
и 5-ую позиции;
Айленд
занимал 6-ую;
Боннье и
МакЛарен
обменивались
7-ой и 8-ой;
отлично
шедший
Спенс
совместно с
Маггзом
занимали 9-ую
и 10-ую; и
позади них,
растянувшись
чуть больше,
шли
Тринтиньян,
Холл,
Андерсон, Ф.
Хилл,
Хейлвуд и
Багетти,
регулярно
заезжающий
на пит-стопы. Карбонтетрахлорид! По
завершении 50-го
круга Хилл
на BRM
заехал на
пит-стоп за
дозой
эффективного
средства от
проскальзывания
сцепления
струи из
огнетушителя
Pyrene.
Эта
остановка
стоила ему
семи
позиций и
круга
отставания; BRM
вернулся на
трассу на 10-ой
позиции,
боролся что
было сил на
протяжении 9-ти
кругов и
сошел вне
трассы. Это
был
печальный
конец
невероятной
гонки. Кларк
лидировал,
сначала с
шедшим по
его пятам
Гарни, но
прекрасная
гонка Гарни
на Brabham-Climax
тоже была
обречена. По
завершении 63-го
круга,
будучи на
второй
позиции, его
зазвали в
боксы по
причине
обеднения
топлива
подобная
проблема
преследовала
болид в
Нюрбургринге;
пит-стоп
отбросил
его назад на
10-ю позицию,
теперь он
отставал от Lotus
Кларка на 80
секунд. В
конце
следующего
круга он
заехал в
боксы
повторно и
сошел. Теперь
Кларк
уверенно
лидировал,
ровно на
круг
опережая BRM
Ричи
Гинтера,
который вернул
себе круг у
Кларка, пару
раз
атаковав
его.
Поскольку
Кларк в это
время
проходил
круг за 140-141,
это и был его
отрыв от BRM.
Всего в 5-ти
секундах
позади BRM
на
превосходной
3-ей позиции
шел Брэбхем,
озабоченный
количеством
оставшегося
на борту
топлива;
Айленд на BRP-BRM
шел 4-ым;
Боннье и
МакЛарен
неумолимо
боролись за 5-ую
и 6-ую позиции;
Спенс и
Маггз
занимались
тем же за 7-ую
и 8-ую; в
оставшейся
части
пелотона
порядок
оставался
неизменным.
Любопытно
было
наблюдать,
как болиды,
разделенные
(кроме
лидировавшего
с огромным
отрывом
Кларка)
относительно
небольшими
интервалами,
занимали
почти треть
круга. Связка
Боннье-МакЛарен
завершила 76-ой
круг, когда
Боннье
отправился
на
дозаправку,
а заводской Cooper
отправился
дальше по
трассе в
одиночестве.
Боннье
вернулся в
гонку, но
вскоре на
кочковатых
поворотах
стало
падать
давление
масла; и
практически
ничего не
теряя,
Боннье,
медленно, но
упрямо шел
на 7-ой
позиции,
только лишь
перед
финишем его
опередил
Тринтиньян (вернул
себе круг
отставания
А.К.). После
80-го круга (за 6
кругов до
финиша)
Брэбхем
также
заехал на
дозаправку,
после чего
болид
несколько
раз кашлял
и снижал
скорость. Он
откатился
назад на 5-ую
позицию, и по
завершении 86-го
и
последнего
круга
порядок
следования
был
следующим:
Кларк,
Гинтер,
Айленд,
МакЛарен,
Брэбхем,
Маггз,
Боннье, Холл,
Тринтиньян,
Хейлвуд,
Хилл,
Андерсон и
Багетти.
Спенс выбыл
из гонки по
окончании 73-го
круга,
остановившись
за
пределами
трассы. Он
решил
воспользоваться
воздушным
мешком
Айленда,
чтобы
обойти
Маггза, с
которым
очень долго
сражался, но
двигатель
начал
заедать, и он
остановился. Спустя
круг Джим
Кларк взял
финишный
флаг и
уверенный
титул
Чемпиона
мира в
сопровождении
Ричи
Гинтера на 2-ом
месте,
отставшего
почти на
круг (он
вернул себе
круг
отставания
от Кларка за 8
кругов до
финиша). А
вместо
Айленда на 3-ем
месте
пришел
МакЛарен. Мы
быстро
проверили
наши
протоколы, и
с
удивлением
обнаружили,
что
упустили
его из виду.
На следующем
круге
засечки уже
не
производились,
и все
остальные
финишировавшие
отправились
в боксы, но
без Айленда.
На самом
деле,
протокол не
обманывал;
на
последнем
круге у BRM
сломалась
коробка
передач
последний
поворот
судьбы
изумительной
гонки. И, в заключение, в момент триумфа Джима Кларка, когда он стоял в боксах Dunlop, принимая поздравления с двойной победой, мгновенно примчавшаяся полиция Монцы воспользовалась именно этим моментом, чтобы препроводить его для допроса насчет аварии, произошедшей в гонке двухлетней давности. |
![]() |
![]() |
![]() |