Гонка. Напряжение
достигло
более
высокой
ступени, чем
обычно
перед
стартом
отчасти это
было
обусловлено
театральным
и
перевозбужденным
представлением
Тото Роше,
одновременно
с желанием
избежать
упреков в
проявлении
недостаточной
оперативности.
Также это
было
обусловлено
тем фактом,
что старт
был отложен
на 10 минут у
Грэма Хилла
не завелся
двигатель.
Роше
распорядился,
чтобы его
болид
толкнули (за
что по
правилам
Реймса
налагается
минутное
пенальти, а
по правилам
Международной
Федерации
дисквалификация).
В конце
концов,
болид
завели,
дотолкали
обратно за
линию, и Роше
дал
стартовый
сигнал,
взмахнув красным
флагом (вместо
триколора)
и отскочив в
сторону. Со
старта, как и
в
Зандвоорте,
лидерство
захватил
Джим Кларк;
плохо
стартовал Scirocco-BRM,
но Lotus-BRM
Фила Хилла и
Грегори
оказались в
более
затруднительном
положении.
Они оба
застряли и,
снова по
распоряжению
Роше,
стартовали
с толкача. Lotus
Кларка ушел
лидером
вниз под
мост Dunlop
после пит-боксов;
на летучем
круге этот
участок
проходится
на 233 км/ч.
Затем
следует
очень
быстрый
правый
поворот, с
которого
начинается
изгибающаяся
часть
трассы,
после
которого
болиды
достигают 240
км/ч. После
чего
следует
нисходящий
правый
поворот,
который
проходится
на 225 км/ч,
затем левый
поворот, где
происходит
переключение
передач
вниз, и
болиды
медленно
проходят
изгиб
примерно на
217 км/ч. Далее
следует
медленная
правая
шпилька Muizon
65 км/ч и
начало
сверхскоростной
прямой,
начинающейся
очень
быстрым,
уходящим
вниз,
изгибом и
заканчивающейся
шпилькой Thillois,
на которой
быстрые
болиды
достигают 257
км/ч перед
точкой
торможения.
Затем
следует
третий
участок
трассы,
прямая с пит-лайн
длиной
примерно в
милю, на
которой
болиды
разгоняются
до 233 км/ч; и
уносятся
дальше,
чтобы
повторить
все эти
действия, и
так 53 раза в
течение
этой
исключительной
гонки. Как
и в
Зандвоорте,
речь пойдет
о гонке,
развернувшейся
в зеркалах
заднего
вида Lotus
Джима
Кларка. Со
старта он
захватил
лидерство,
не испытав
ни
малейшего
прессинга
со стороны
преследователей,
и стал
постепенно
увеличивать
свое
превосходство.
Но на этот
раз у него
было
несколько
моментов,
вызванных
обеднением
смеси и
заставивших
затаить
дыхание, но в
итоге он
потерял на
круге всего
лишь
несколько
секунд, коих
в запасе у
него было
предостаточно. По
завершении
первого
круга Brabham
Гарни шел
вторым, но на
следующем
круге BRM
Гинтера
заставил
его
пододвинуться;
итак, теперь
Гарни шел
третьим,
Брэбхем
четвертым, Г.
Хилл пятым,
Сэртиз (Ferrari)
шестым,
Маггз
седьмым,
МакЛарен
восьмым,
Тейлор
девятым, за
ним плотной
группой шли
все
остальные. BRM
Гинтера
закончил
всего 4 круга,
после чего
заехал в
боксы, чтобы
сойти с
камнем в
радиаторе
не первый
случай,
когда болид
сходил в
Реймсе
именно по
этой
причине.
После схода
Гинтера Ferrari
Сэртиза
захватила
вторую
позицию, на 5-ом
круге
отступила и
оказалась
позади
Гарни и
Брэбхема, и
на 6-ом круге
снова
вернула
себе вторую
позицию. В 10
секундах
позади
Кларка шла
большая
группа, как
говорят
французы, покрытая
носовым
платком,
позиции в
которой
менялись
непрерывно
Сэртиз (Ferrari),
Брэбхем и
Гарни (Brabham),
Тейлор (Lotus)
и МакЛарен (Cooper).
Позади этой
компании
шли Г. Хилл и
Маггз, также
обменивавшиеся
позициями;
затем
Айленд, сам
по себе;
Зифферт,
также в
одиночестве;
Холл, Эймон и
Тринтиньян,
этим троим
было
предназначено
вести
борьбу из
круга в круг,
причем
Эймон (в 20 лет)
был самым
молодым
участником
гонки, а
Тринтиньян (в
47) самым
старшим, оба
выступали
за Реджа
Парнелла. В
конце 7-го
круга
зазвали в
боксы Гарни
со
сломанным
рычагом
коробки
передач,
Сэртиз и
Брэбхем
едва не бок о
бок спорили
за вторую
позицию,
вплотную за
ними
следовали
Тейлор и
МакЛарен. В
конце
пелотона Ф.
Хилл
совешил
первый из
своих
многочисленных
пит-стопов,
на этот раз
из-за
расколотого
люка
бензобака,
из которого
топливо
стекало ему
прямо на
ноги;
последующие
пит-стопы
были
обусловлены
топливным
голоданием,
вызванным
неустойчивой
работой
бензонасоса,
которая тем
не менее ни
разу не
вызвала
остановки
болида. После
четверти
дистанции
гонки
сражающаяся
группа
позади
Кларка
начала
раскрываться,
средняя
скорость
Кларка к
этому
времени
составляла
209.814 км/ч.
Брэбхем шел
вторым, в
плотной
компании с
товарищем
по команде
Гарни,
отстающим
на круг; Ferrari
Сэртиза шла
третьей, но
вскоре
заехала на
пит-стоп, а
затем и
вовсе
остановилась
перед
шпилькой Muizon
с
неисправным
топливным
насосом.
Сэртиз
выскочил из
болида,
затолкал
его по
правую
сторону от
трассы,
открыл
крышку,
подкачал
топливо
вручную,
затем минут 10
что-то
вертел в
руках, потом
установил
обратно на
место. Со
сходом
Сэртиза
Тейлор
переместился
на третью
позицию,
следом за
ним шел
МакЛарен.
После
большого
интервала
плотной
группой шли
Г. Хилл и
Маггз, затем BRP
Айленда, Lotus
Зифферта и
еще одна
плотно
сражавшаяся
группа
Тринтиньян
Эймон Холл. Некоторое
время такой
порядок
оставался
неизменным,
за это время
Кларк
увеличил
свой отрыв
до 17-ти
секунд.
Приблизительно
до 12-го круга
он проходил
круги за 220 221,
но теперь
его время на
круге
увеличилось
до 225. Смесь
начала
обедняться,
и двигатель
начал
терять
настрой (по
словам
зрителей,
это стало
ясно по его
звучанию). К
счастью для
Кларка, это
не было
результатом
сгоревшего
клапана или
поршня, как
предполагали
поначалу, и Lotus
ускорился
до 224 на круге,
сохраняя 14-секундное
преимущество
над
Брэбхемом.
Как
известно,
Реймс это
трасса не
гонщиков; но
Кларк даже
на
неисправном
болиде
умудрялся
сохранять
лидерство
исключительно
за счет
гоночного
мастерства. Lotus
Тревора
Тейлора,
шедший на
третьей
позиции,
начал
испускать
масляный
дым; в конце
концов он
отступил и
по
окончании 33-го
круга был
зазван в
боксы для
замены
генератора
после того,
как на
короткое
время
вырвал у
Брэбхема
вторую
позицию. С
прекращением
притязаний
Тейлора на
вторую
позицию
Брэбхем
смог
немного
расслабиться.
Позади него
на
безопасном
расстоянии
шли Г. Хилл и
МакЛарен (которые
обменивались
позициями
по мере
отрыва от
остального
пелотона) и
Маггз все
трое шли
близко друг
к другу. Cooper
Маггза был
последним
болидом,
кого еще
Кларк не
обошел на
круг. Позади
него
великолепно
шел Гарни,
наверстывавший
упущенное
после пит-стопа,
за ним
следовали
Зифферт,
Бандини,
Эймон,
Тейлор и
Тринтиньян,
для
которого (в 47
лет) накал
борьбы был
не по плечу. Lotus
Тревора
Тейлора
после
отличного
пилотирования
вскоре
сошел из-за
поломки
коронной
шестерни и
парного ей
зубчатого
колеса и был
оставлен
недалеко от
шпильки Thillois.
Позже Lotus
был
разрушен
болидом,
вылетевшим
в гонке
юниоров,
последовавшей
после Гран-при. На
этой стадии
гонки на
некоторое
время полил
дождь
средней
интенсивности,
болиды
носились в
тучах
водяной
пыли. К
счастью,
изменившиеся
погодные
условия не
вызвали ни
одного
происшествия. Brabham-Climax
Брэбхема
имел
несчастье
не
выдержать
высокого
напряжения,
когда шел,
казалось бы,
к верному
второму
месту, и на 41-ом
круге
откатился
на шестую
позицию.
Теперь
вместо того,
чтобы
составлять
компанию
товарищу по
команде
Гарни,
шедшему
кругом
позади (как
это и
происходило
некоторое
время),
Брэбхем
оказался на
позиции
позади него,
они шли
пятым и
шестым. Хилл
теперь шел
вторым,
МакЛарен
третьим, а
Маггз
четвертым.
МакЛарен
был
следующим,
кто покинул
эту
изнурительную
гонку, когда
на 43-ем круге
сгорела
катушка
зажигания.
Теперь
становился
интересным
вопрос о
Хилле,
стартовавшем
с толкача
по
распоряжению
Роше, будет
ли он
оштрафован,
согласно
правилам,
одной
минутой или
нет, или, на
худой конец,
будет
всецело
исключен,
согласно
правилам FIA.
По расчетам,
его
возможная
остановка
за вычетом 60-ти
секунд все
еще
позволяли
ему
остаться
впереди Cooper
Маггза. На
деле же Хилл
испытывал
серьезные
проблемы с
коробкой
передач BRM,
так что
Маггз
быстро
догнал его, и
вопрос
представлял
теперь
чисто
теоретический
интерес. На 52-ом
круге Маггз
нагнал и
обошел его, и
теперь в
одном круге
с Lotus
Кларка
остались
только BRM
Хилла и Cooper
Маггза.
Брэбхем,
воспользовавшись
подходящим
моментом, на
47-ом круге
быстро
обогнал
своего
гонщика №2 и
вышел на
четвертую
позицию.
Гарни с
этого
момента шел
на пятой
позиции, за
ним
следовал
Зифферт,
который для
частного
участника
проводил
отличную
гонку. Эймон,
полностью
оправдавший
доверие
Реджа
Парнелла и
снова
выдержавший
неистовую и
невероятно
плотную
борьбу, шел
седьмым.
Тринтиньян,
также
представлявший
Реджа, был
восьмым, за
ним
следовали
Айленд,
Бандини (задержавшийся
из-за
выдохшегося
аккумулятора
при попытке
рестарта
после
замены
свечи), Холл (чей
бензонасос
работал с
перебоями), Ф.
Хилл и
Боннье. Йо
заезжал на
пит-стопы 5
раз из-за
перебоев
зажигания и
потери
мощности, но
когда
коробку
транзистора
зафиксировали
как следует,
он выехал на
трассу
полным сил, и
болид
полетел
словно
птица. Если
бы не пит-стоп
в конце 22-го
круга из-за
заклинившей
коробки
передач,
гонка для BRP
Айленда
могла бы
сложиться
более
удачно и, кто
знает, может
быть, новый
болид стал
бы
победителем. Кларк
еще раз
доказал, что
непревзойденная
модель Lotus-25-Climax
достигла
своей цели;
это была
третья
подряд
победа в
Гран-при
Чемпионата
мира. К
удовлетворению
организаторов,
BRM
Грэма Хилла
финишировал
третьим с
примуществом
в 61 секунду
над болидом
Брэбхема, а
значит, даже
если бы к
нему и
применили 60-секундное
пенальти,
третье
место все
равно бы
осталось за BRM. |