Вряд
ли можно
себе
представить
большего
контраста
трасс Гран-при,
чем между 1,9-мильной
извивающейся
трассой в
Монте-Карло,
двумя
неделями
ранее
открывшей
сезон, и
изумительной,
сверхбыстрой,
но
вселяющей
ужас, 8,6-мильной
трассой Спа-Франкоршам,
где в
прошлое
воскресенье
прошел 2-ой
этап
чемпионата.
В первом
случае
скорость на
круге
составляет
порядка 115 км/ч,
и болиды там
редко
достигают
максимума
скорости. В
Спа же
скорости на
круге
достигают
свыше 210 км/ч
выше любой
максимальной
в Монте-Карло,
и для
современных
болидов
Гран-при
здесь есть
только 2
поворота,
где им
приходится
довольно
несладко Stavelot,
где
скорость
составляет
приблизительно
210 км/ч, и
шпилька La Source
около 50 км/ч. Полная
поворотов
трасса
изменилась
с тех пор, как
зимние
морозы
разрушили
покрытие в
ее изгибах и
поворотах,
то
углубляющихся,
то
поднимающихся
сквозь
темно-зеленый
сосновый
Арденнский
лес, то время
от времени
появляющихся,
чтобы
пересечь
широкие
поля зелени.
Когда здесь
нет гонок,
это
постоянная
трасса,
использующаяся
для
повседневного
движения
транспорта,
но пит-боксы
и
устанавливаемые
трибуны
великолепны.
Толпы
зрителей,
стекающихся
на Гран-при
Бельгии,
обычно
увеличиваются
с прибытием
болельщиков
из Германии,
надеющихся
на успех их
серебряных
болидов, но
на этот раз
они
отсутствовали. Организаторы
пригласили
для
традиционного
участия 16
болидов и
гонщиков
Кларка и
Тейлора (Team
Lotus),
Айленда (British
Racing
Partnership
BRP-BRM),
Г. Хилла и
Гинтера (BRM),
Сэртиза и
Майресса (Ferrari),
Боннье (Rob
Walker
Cooper-Climax),
МакЛарена и
Маггза (Cooper-Climax),
Брэбхема и
Гарни (Brabham-Climax),
Эймона и
Бьянки (Reg
Parnell
Lola-Climax),
а также Ф.
Хилла и
Багетти (ATS).
Борьбу за
оставшиеся 2
места на
старте (позднее
их стало уже
4) вели еще 5
болидов. Испытывавшие
проблемы с
маслом в
Сильверстоуне
и Монако Ferrari
теперь
имели
измененную
систему
смазки, но
многое
осталось
без
изменений.
Болиды
имели 76 кг
сверх
минимума в 450
кг и
выдавали 198 л.с.
Во время
пятничной
тренировки
местный
герой
Майресс
установил
официальный
рекорд
круга 356.2 (213.257 км/ч).
Вторым
быстрейшим
со временем
356.6 был
Брэбхем на Brabham-Climax
1962, хотя один
или пара
кругов были
им
самостоятельно
зафиксированы
как 353.8. Гарни
управлял
вторым Brabham,
полностью
новой
моделью 1963
года. Два Cooper
остались
теми же
самыми, что и
в гонке в
Монако,
причем на
болиде
МакЛарена
сохранилось
новое
обтекаемое
ветровое
стекло.
Третьим
быстрейшим
был Маггз со
временем 357.1. Команда
British
Racing
Partnership
привезла
для дебюта
абсолютно
новый
монокок BRP-BRM;
Айленд был
полон
восторга от
него и его
управления.
Весил он 1060
фунтов (396 кг), и
если бы
мастерство
и финиш были
бы другими,
можно было
бы оценить
его как
успешный.
Холл
пилотировал
BRP
Lotus-24
BRM.
Сохранив
немного
изменившиеся
после
фиаско в
Монако
рычаги
селектора
передач и
новый
интересный
экран на
болиде
Кларка (снятый
для гонки),
два
представителя
Team
Lotus
(и их
запасной
болид)
являлись
теми же
монококами Lotus-25
Climax,
что и в гонке
в Монако. В
пятницу
Гинтер
попробовал
новую 6-скоростную
коробку
передач BRM,
но после
того, как на
ней стали
выскакивать
передачи,
вернулся к 5-скоростной
версии (на 40
фунтов
тяжелее). Под
конец дня
прибыли два
болида ATS,
задержавшиеся
на целый
день из-за
таможенных
проблем.
Впечатление
от них
осталось
спорным,
поскольку
их отделка
была
выполнена
крайне
грубо и
бесхудожественно
все
сварные швы
были налицо.
В основном,
болиды были
похожи на
образец,
показанный
в прошлом
декабре в
Болонье. С
тех пор
задней
части рамы
придали
более
жесткую
структуру,
тем самым
сделав
невозможной
замену
двигателя,
заключенного
в клетку,
сваренную
из стальных
труб. В
системе
питания
использовался
карбюратор,
так как
система
впрыска
была еще не
готова; в
качестве
зажигания
предпочтение
отдалось Lucas. Также
в пятницу
впервые
появился
новый Scirocco-BRM,
который для
дебютного
Гран-при
выглядел
искусно
сработанным,
отлично и
прочно
сделанным.
Несмотря на
то, что болид
имел
обычную
пространственную
трубную
раму,
скрепленную
поперечными
треугольниками,
центральная
секция все
же чем-то
напоминала
конструкцию
монокок. Она
была
полностью
огорожена,
трубы и все
остальное,
включая
топливный
бак,
вмещающий
до 38-ми
галлонов;
снаружи бак
имел форму
центральной
секции
кузова, дну
бака же
полностью
придали
форму
гонщика,
таким
образом,
топливо
размещалось
впереди,
сбоку и
позади
гонщика. Для
еще
большего
усиления
этой
структуры
служил
более
жесткий
кронштейн, в
общих
чертах
состоящий
из более
высокой, чем
обычно,
противооткатной
стойки,
трубы
которой
проходили
немного
впереди
уровня
рулевого
колеса и
обратно к
концу рамы.
Использовались
обычные
пружины-змеевики
и рычаги
подвески, а
также 6-скоростная
коробка
передач Colotti. В
субботней
сессии
появился
совершенно
новый Cooper-Climax
1963 года Роба
Уолкера.
Болид был
точно таким
же, как и
заводские
болиды, но
сохранив
новейшую 6-скоростную
коробку
передач Colotti-Francis
и
дебютирующий
двигатель Coventry-Climax
с
коленвалом,
расположенным
в одной
плоскости. В
результате
сильно
упростилось
расположение
выхлопа, с
двумя
блоками
цилиндров
обращались
как с
обычной четверкой,
благо
выхлопные
трубы
скрещивались
в
непосредственной
близости от
блока. На
деле же этот
болид
отъездил
лишь пару
кругов, и
стало ясно,
что для
гонки он не
предназначен.
К несчастью
для де
Бофора
взорвался
двигатель
его Porsche,
и после
тренировки (в
5 часов
вечера) он
собрался
преодолеть 700
миль до
Штутгарта и
обратно,
чтобы
собрать за
ночь новый
двигатель. Таковы
гонки
моторов,
сказал он
смиренным
тоном! ATS
испытывали
проблемы у
болида
Хилла
обнаружились
воздушные
пробки в
системе
охлаждения,
а у Багетти
испарения в
бензопроводе.
Их
двигатели
также имели
коленвал,
расположенный
в одной
плоскости, и
было
довольно
странно, что
и остальные
механизмы
имели точно
такое же
расположение,
как и на
новом Cooper
Роба
Уолкера.
Тревора
Тейлора
спасло
только чудо,
когда в
высокоскоростном
повороте Stavelot
что-то
открутилось
и вылетело
из левой
задней
подвески,
болид
вылетел с
трассы,
врезался в
наблюдательную
вышку и
близстоящую
кирпичную
стену. От
монокока Lotus-25
остались
одни
обломки. В последней сессии в субботу Грэм Хилл на своем BRM прошел круг за 354.1 (216.797 км/ч), таким образом завоевав поул-позишн на стартовой решетке; а Гарни, чей Brabham-Climax отремонтировали буквально только-только, прошел круг за 355.0, заняв второе место в первом ряду. Глядя на результаты тренировок, можно было сказать, что довольно редко гонка была столь открытой. |
|
![]() |
![]() |
![]() |