Проблемы
с
двигателем. Оставалось
несколько
беспокойных
минут на
приготовления
болидов
перед
выездом на
стартовую
решетку,
несмотря на
это команда UDT/Laystall
одолжила у
Роба Уокера
четырехцилиндровый
двигатель Climax,
с которым
Тринтиньян
выиграл в По,
чтобы
установить
его на болид
Мастена
Грегори, а
Колин
Чепмэн
слетал в
Англию,
чтобы
получить
новый
двигатель Coventry
ClimaxV8
для Тревора
Тейлора на
замену
сломанного
в пятничной
тренировке. Светило
солнце с
безоблачного
неба, когда
пилоты
караваном
из Austin-Healey-3000
и Sprite
приветствовали
зрителей на
параде днем
в
воскресенье.
Потом в 3.15,
подтянувшись,
болиды
разместились
на
стартовой
решетке. Все
20 двигателей
от своих
стартеров
взревели, к
огромному
облегчению
каждого.
Поднят
национальный
флаг
Голландии,
казалось,
что он завис
в воздухе на
целую
вечность, но
никто на
стартовом
поле и не
шелохнулся,
но когда он
пал ниц, вся
вереница
умчалась,
стартовав
ровно и
чисто, во
главе с
Джимом
Кларком,
опередившим
своих
соседей по
первому
ряду, за
которым в
первый
поворот
вошли
преследующие
его BRM
Грэма Хилла
и
серебряный Porsche
Гарни. Только
показалось,
что BRM
Гинтера
вынужден
был
стартовать
неохотно,
выказав
свое
недовольство;
он
продолжал
его
демонстрировать
на
протяжении
многих
кругов.
Когда
пелотон уже
уносился за
линию
горизонта
ко второму
сектору
трассы, Lola
Сальвадори
внезапно
развернулась
в середине
группы и
покатилась
задним
ходом,
выпуская из-под
колес клубы
сизого дыма.
Не
удивительно,
что к концу
первого
круга он был
в самом
хвосте
пелотона,
уже
проревевшего
мимо боксов. Новый
Lotus
Кларка
продолжал
лидировать
над BRM
Хилла и
приземистым
Porsche
Гарни на
протяжении
первых
десяти
кругов, но не
мог
оторваться
от BRM
более, чем на
3 секунды.
Следуя за
лидерами, Lola
Сэртиза
занимала
четвертую
позицию,
когда на 9-ом
круге
вылетела с
трассы со
сломанным
рычагом
подвески, но
без
последствий
для гонщика.
На 2-ом круге
Бэн Пон,
известный
голландский
раллист,
выбыл из
гонки по
причине
отказа
впрыска
топлива на
его
четырехцилиндровой
Porsche.
Кругом
спустя
Рикардо
Родригез на Ferrari
закрутился
перед носом Lotusа
Брэбхема, и
два болида
не смогли
избежать
сильнейшего
столкновения.
Брэбхем
вернулся в
боксы с
поврежденным
носом Lotusa
и прекратил
борьбу, а
Родригез
продолжил
гонку после
прогулки по
песку вне
трассы. На
11-ом круге Porsche
Гарни
промахнулся
мимо
поворота Tarzan
и целый круг
полз в боксы,
где потерял
много
времени,
пока ему
ремонтировали
рычаг
коробки
передач.
Было
действительно
жаль, что
машина
пострадала
от столь
мелкой
поломки, в то
время как
шла очень
хорошо, а
ведь было
общеизвестно,
что команда Porsche
могла быть
снята с
гонок Гран-при,
если бы не
представила
свои новые
болиды с
восьмицилиндровыми
оппозитными
двигателями
на
обещанном
показе в
воскресной
гонке. Тем не
менее,
возможно,
что
превосходное
выступление
болида
Гарни на
столь
раннем
этапе дало
надежду
команде, что
ей еще рано
думать о
роспуске. Пока
что Кларк
лидировал
над Грэмом
Хиллом и
Брюсом
МакЛареном
на новом Coopere,
но на
следующем
круге
Кларка уже
нет на
трассе, и BRM
Хилла под
вой трибун
триумфально
проносится
мимо боксов
лидером, им
же и
финишировав
по
прошествии 80-ти
кругов. Lotus
Кларка
медленно
вкатился на
пит-лайн с
неработающим
сцеплением.
Неистово
работающие
механики
кое-как
устранили
неисправность
на его Lotuse,
но коробка
передач
также
пострадала
от работы
без
сцепления
от
трансмиссии
осталась
только тень
творца, так
что Кларк
вынужден
был
довольствоваться
отставанием
от лидера на 9
кругов. Борющиеся
Ferrari. Грэм
Хилл теперь
лидировал
впереди Coopera
МакЛарена, Lotusa
с
двигателем ClimaxV8
команды UDT/Laystall
Иннеса
Айленда, Ferrari
Фила Хилла и Lotusa
Тревора
Тейлора.
Позади
Тейлора
между
Родригезом
и его
товарищем
по команде
Багетти
произошла
впечатляющая
стычка,
несмотря на
тот факт, что
между ними
была
разница в
несколько
кругов из-за
инцидента,
случившегося
ранее с
Родригезом.
Фил
Хилл прошел
Иннеса
Айленда,
заняв
третью
позицию, а на
22-ом круге
стал уже
вторым,
когда
обошел изо
всех сил
пытавшегося
добраться
до конца со
сломанной
новой
коробкой
передач
МакЛарена.
После 30-ти
кругов
Тревор
Тейлор
начал
приближаться
к головке
пелотона,
сначала
догнав и
пройдя
Иннеса
Айленда, а
затем начав
жестоко
прессинговать
Ferrari
Фила Хилла,
которого он
все-таки
обошел
после
дистанции в
борьбе за
вторую
позицию.
Грэм Хилл
создал себе
отрыв около 35
секунд, и
проходя
круги со
свойственной
ему
серьезностью,
спокойно
довел
преимущество
до 139 без
малейшего
желания
ехать еще
быстрее. Несмотря на неопровержимое лидерство BRM, последняя стадия гонки не испытывала недостатка в драматизме. Гарни на Porsche сошел в боксах из-за проблем с коробкой передач; Мастен Грегори, шедший на шестой позиции на четырехцилиндровом Lotuse команды UDT/Laystall, вылетел в траву в повороте Hunz Rug и сошел с аналогичной поломкой; Ричи Гинтера развернуло на его упрямом BRM, и Родригез на своей Ferrari также покинул гонку по этой же причине, но ни один из гонщиков не пострадал. В Lotuse V8 команды UDT/Laystall Иннеса Айленда что-то заклинило, его внезапно крутануло вправо перед поворотом Tarzan, и он проделал в новом проволочном ограждении огромную дыру. Айленд вылез из машины и печально присел на насыпь, лишившись на 62-ом круге завоеванной в тяжелой борьбе четвертой позиции. Затем,
почти
неожиданно,
Грэм Хилл на BRM
финишировал
под
клетчатым
флагом,
выиграв
гонку;
следом за
ним пересек
финишную
линию
йоркширец
Тревор
Тейлор,
который в
прошлом
году на этой
трассе
провел свою
первую
гонку в
чемпионате.
Неудивительно,
что по
завершении
им круга
почета,
Колин
Чепмэн
вместе с
механиками Lotusa
одарили его
такими
тяжелыми
поздравительными
хлопками,
под
которыми
менее
крепкий
гонщик уже
давно был бы
взбит в желе. Грэм
Хилл выйдя
из кокпита,
выглядел
необычайно
чистым,
свежим и
чрезвычайно
бодрым,
принимая
взмахами
своего
шлема
поздравления
с
аплодисментами
за
прекрасно
проведенную
гонку. Сразу
за лидерами
финишировал
пятым ровно
ехавший на
своем
четырехцилиндровом
Coopere
Тони Маггз.
Голландский
гонщик
Карел Годен
де Бофор был
шестым
после
быстрой, но
безэффектной
езды на
прошлогоднем
Porsche,
а Йо Боннэ
был седьмым
после
унылой для
него гонки
на втором
новом
восьмицилиндровом
оппозитном Porsche,
ставший
мрачнее
тучи уже
после
старта. Джек
Льюис мог
финишировать
и выше
восьмого
места, если
бы
двигатель
на его Coopere
не отказал и
не заглох на
рестарте.
После
заезда на
пит-лайн, он
подошел к
машине с
механиком и
нажал на
кнопку
стартера,
чтобы
показать,
что
двигатель
не
заводится,
как
неожиданно
тот
вернулся к
жизни. Джек
Льюис тут же
запрыгнул в
кокпит,
бросив
едкие
замечания в
адрес своей
команды Ecurie
Gauloise
Welsh,
и продолжил
гонку.
Последним к
финишу
пришел Джим
Кларк на
новом Lotus-25
без
сцепления и
с
несколькими
передачами,
что еще у
него
работали. |
![]() |
![]() |
![]() |