Гонка. За исключением присущего Зандвоорту ветра, дующего наискось главной прямой, и, возможно, способствовавшего вызывать некоторые случаи перегрева, что случалось не раз, воскресная погода была отменна. Поэтому было трудно понять, почему в таком случае пришли только 50000 зрителей, в сравнении с прошлым годом, когда гонку посетили рекордные 75000 человек. После
ужасной
гонки
национальных
спортивных
машин, в
которой
закрытые
седаны,
гранд-туринги,
спэшлы,
серийные
спорткары и
даже болиды
Формулы-3
носились в
невероятной
близости
друг от
друга на
протяжении
двух 18-круговых
заездов, в 3:15
дня болиды
Гран-при
отправились
на свое
состязание
Lotus-Climax Джима
Кларка
сразу же
захватил
лидерство, с
которого
его никто не
в состоянии
был
сместить,
хотя бы даже
временно.
Следовательно,
следующее
повествование
пойдет о
гонке
моторов, что
происходила
в зеркалах
заднего
вида Джима
Кларка. Действительно,
последующие
захватывающие,
полные
напряжения 80
кругов с их
постоянными
поворотами
судеб можно
было бы
разделить
на некие
эпохи,
сначала
противостояния
Хилла и
Брэбхема, а
потом
противостояния
Сэртиза и
Гарни.
Сначала шел
BRM Хилла,
занимавший
вторую
позицию,
несмотря на
то, что болид
со старта
начал
вызывать
подозрения
температура
воды
поднялась
выше нормы.
На первом
круге за
Хиллом
следовал
МакЛарен, но
только в
течение
одного
круга, после
чего на его Cooper
начал
давать сбои
механизм
селектора
передач, а
после пит-стопа
и еще
четырех
кругов
болид и
вовсе выбыл
из гонки. На 5-ом
круге
Брэбхем
вывел свой
абсолютно
новый Brabham-Climax на
вторую
позицию,
Хилл теперь
был третьим,
а за ними, со
все больше
увеличивающимся
отставанием,
четвертым
шел Cooper Маггза.
Ferrari Сэртиза
занимала
пятую
позицию;
затем очень
плотной
группой шли
BRM Гинтера, Cooper
Боннье, BRP-BRM
Айленда, Lola-Climax
Эймона, Brabham-Climax
Гарни и Lotus
Тейлора. Эти
шесть
болидов
могли
нестись
вниз по
прямой со
скоростью 240
км/ч,
образовывая
группы из
двух-трех
болидов в
ряд, однако
сильный
ветер
всякий раз
сдерживал
их от
дальнейших
порывов, и
только
Гарни
всякий раз
устремлялся
воспользоваться
слипстримом
от какого-нибудь
болида,
ступенька
за
ступенькой
продвигаясь
сквозь эту свалку.
В конце
пелотона Porsche
Миттера
после
четырех
кругов
замер без
сцепления.
После шести
кругов
Багетти
заехал в
боксы на
своем ATS и
сказал, что в
болиде
постоянно
что-то
вибрирует;
спустя 11
кругов он
снова
заехал на
пит-лайн все
с той же
вибрацией,
но теперь к
ней еще
прибавились
сбои в
системе
зажигания.
Болид
закатили в
боксы.
Другой ATS
Фила Хилла,
его
товарища по
команде
умер парой
кругов
раньше. В
этом случае
была вина
пилота,
когда он
грубо
проехался
по каменной
обочине
левым
задним
колесом,
выходя на
прямую на
скорости 180
км/ч. К
счастью,
ступица
выдержала
скоростную
прямую,
сломавшись
уже лишь
только в
шпильке Tarzan,
когда болид
накренился
на правую
сторону в
самом конце
пит-лайн. Брэбхем
шел пока на
второй
позиции
позади
оторвавшегося
далеко
Кларка,
проходящего
круги
примерно за
135. Г. Хилл шел
позади
Брэбхема, в
то время как
Маггз (шедший
четвертым)
по
завершении 14-го
круга сошел
с
перегретым
двигателем
пробило
прокладку
под
головкой
блока
цилиндров;
теперь оба Cooper
и оба ATS
выбыли из
гонки.
Сэртиз
после схода
Маггза,
соответственно,
шел на
четвертой
позиции.
Позади него
в свалке
шла борьба
за каждый
дюйм, каждый
возникший
за болидом
слипстрим, и
в конце
концов, к 16-му
кругу Гарни
вырвался
вперед всей
этой группы
Айленд
Гинтер
Боннье
Эймон;
Скарфиотти (дебютирующий
в Формуле-1)
следовал за
ними на
осторожном
расстоянии
в несколько
ярдов на 10-й
позиции,
затем шел Lotus
Тейлора,
заезжавшего
в боксы из-за
кратковременного
падения
давления
топлива.
Позади
Тейлора шли
остальные,
отставшие
на круг от
Кларка,
Зифферт,
Джим Холл (страдавший
от
повышенной
температуры
в кокпите), де
Бофор и
Багетти (как
написано
ранее,
вскоре
сошедший).
Хилл вышел
вперед
Брэбхема на
входе в
шпильку Tarzan в
начале 19-го
круга и стал
быстро
отрываться
от него. После
четверти
гонки Кларк
лидировал
над Хиллом с
12-ю секундами;
Хилл, в свою
очередь, шел
впереди
Брэбхема в 1.3
секундах
оба эти
отрыва
постепенно
увеличивались.
Быстрый
Гарни,
оторвавшись
от свалки,
обойдя
Сэртиза, шел
теперь на
четвертой
позиции.
Волнующие
разборки
внутри свалки
поутихли,
стоило
только
возрасти
отрывам
между ее
участниками,
и гонка
начала
понемногу
успокаиваться.
Крис Эймон,
блестяще
державшийся
среди них,
пронесся
мимо боксов,
пальцем
указывая
позади
плеча на
двигатель, и
на
следующем
круге
заехал на
пит-лайн.
Редж
Парнелл
отвернул
крышку на
заливном
отверстии
радиатора
фонтан пара
взмыл к небу,
оросив
зрителей,
оказавшихся
на крыше пит-боксов.
Срезало вал
импеллера
водяного
насоса Lola
вынуждена
была сойти. По
окончании 30-го
круга Гарни
заехал в
боксы,
будучи на
четвертой
позиции,
чтобы
понадежнее
закрепить
топливную
трубку,
волочившуюся
под болидом,
которую
вовремя
заметил Рон
Торанак. Эта
остановка
стоила ему
четвертой
позиции, и
теперь
порядок в
гонке (вслед
за Кларком)
стал
следующим:
Хилл,
Брэбхем,
Сэртиз,
Айленд,
Гинтер,
Боннье и
Гарни
только эти
болиды Lotus
Кларка еще
не успел
обогнать на
круг. Из
боксов Ferrari с
оптимизмом
вывесили
сигнальный
щит для
Сэртиза, где
были
указаны
первые пять
позиций в
гонке,
начинавшихся
с огромных
букв КЛАРК.
Представьте
себе, но на
скорости 240
км/ч он не
успевал
прочесть ее
полностью. Боннье,
неплохо
шедший на
старом Cooper, на 34-ом
круге
заехал на
пит-стоп с
вылетевшей II
передачей,
где Альф
Фрэнсиз
произвел
замену
коробки
передач на
новую и
отправил
болид
обратно на
трассу по
прошествии 23-х
минут. Этим
пит-стопом
закончилась
длинная
дуэль между
ним и BRM
Гинтера,
один из
интереснейших
моментов
гонки. Одним
из тех, кто
проводил
отличную
гонку, был
также Иннес
Айленд на
монококе BRP-BRM,
вышедший на
пятую
позицию
впереди Ferrari
Сэртиза. К
сожалению,
его подвели
тормоза, и в
начале 41-го
круга, в
середине
дистанции
гонки, его
развернуло
на подходе к
повороту Hunze Rug,
что
позволило
Гарни выйти
на пятую
позицию. Lotus
Тейлора,
превосходно
звучащий на
слух,
основался
на 11-ой
позиции в 15-ти
кругах
позади
Кларка,
после
вынужденного
пит-стопа в
поисках
давления
топлива. В
конце 45-го
круга
пролетевшему
мимо Кларку
из боксов
показали
щит +20. Гонка
шла своим
чередом,
Хилл шел
пока вторым (в
20-ти секундах
позади
Кларка, судя
по щиту),
Брэбхем
третьим (в 34-ех
секундах
позади
Хилла),
Сэртиз
четвертым (в
28-ми секундах
позади
Брэбхема) и
Гарни
пятым (в 34-ех
секундах
позади
Сэртиза и
проигрывая
круг Кларку).
Айленд с
Гинтером
спорили за
шестую и
седьмую
позиции,
Скарфиотти
шел восьмым,
затем Холл и
Зифферт, чьи
болиды шли
голова в
голову на
протяжении 20-ти
кругов, и де
Бофор. Точно
таким было
положение
вплоть до 54-го
круга, когда
болид
Брэбхема
заехал на
пит-стоп для
замены
пружины в
соединении
дросселя
заклинило
акселератор.
Этот пит-стоп
отбросил
Брэбхема на
восьмую
позицию и
позволил
Сэртизу
подобраться
вплотную к BRM
Хилла. На 55-ом
круге Lotus
Кларка
прошел на
круг и
Сэртиза, чья
Ferrari шла без
единой
остановки,
что
указывало
на полное
превосходство
нынешнего
монокока Lotus-25, а
также на
мастерство
и талант
Джима
Кларка. А
спустя
четыре
круга
настала
очередь
заезжать в
боксы и для BRM
Грэма Хилла.
На
протяжении
всей гонки
его
двигатель
работал с
повышенной
температурой,
но теперь
она
возросла до
опасного
предела.
Радиатор
залили под
завязку, и BRM
вернулся в
гонку, но уже
на
четвертой
позиции;
положение в
гонке стало
таким: Кларк,
Сэртиз,
Гарни, Г. Хилл,
Айленд,
Гинтер,
Скарфиотти,
Брэбхем,
Зифферт,
Холл, де
Бофор,
Тейлор и
Боннье. Болид
Брэбхема
выдержал
всего 68
кругов,
когда он
заехал в
боксы, чтобы
сойти со
сломанным
шасси в
результате
экскурсии
вне трассы
из-за
очередного
заклинивания
дросселя.
Хилл, после
пит-стопа
быстро
продвигавшийся
вперед, уже
начал
наседать на
лидеров. К
счастью для
него, но к
несчастью
для Сэртиза,
будучи на
второй
позиции,
Сэртиз
развернул
свою Ferrari,
промахнувшись
мимо
шпильки Hunze Rug в
начале 63-го
круга тем
самым он
откатился
на
четвертую
позицию,
попробовав
стартовать
заново.
Гарни и Хилл
прошли его,
причем Хилл
уже
вплотную
приблизился
к Brabham Гарни,
претендуя
на его
вторую
позицию. Но
этого не
произошло
как только
он
промчался
мимо пит-лайн,
в конце
длинной
прямой он
стал
различать
на слух
дорогостоящие
звуки,
издаваемые
двигателем;
и во
избежании
ненужной
аварии он
принял
решение
закончить
гонку,
заглушил
двигатель и
припарковал
болид
впереди пит-лайн.
Тем не менее,
обойдя
Гарни в
повороте Tarzan, на
короткое
время он
все же вышел
на вторую
позицию. И
вот, лидируя
с кругом и
шестью
секундами
преимущества,
Кларк
завершил
гонку
победой, и не
подозревая
о
напряжении,
волнениях и
капризах
фортуны, что
происходили
за его
спиной.
Гарни занял
второе
место,
недосягаемое
для Сэртиза,
отставшего
на 14 секунд.
Айленд с
непредсказуемыми
тормозами
пришел в 13-ти
секундах
позади
Сэртиза, и,
просто
чтобы
поддержать
интерес,
Скарфиотти
совершил
свою первую
ошибку в
столь
многообещающей
дебютной
гонке
Формулы-1,
вылетев с
трассы на
своей Ferrari в
шпильке Tarzan. Полная
происшествий
со старта до
финиша,
гонка еще
раз
показала
превосходство
комбинации
Кларк-Lotus.
Очень редко,
особенно в
наши дни
гонок с
плотной
борьбой,
Гран-при
выигрываются
со столь
внушительным
преимуществом. |
![]() |
![]() |
![]() |