Гонка.

За исключением присущего Зандвоорту ветра, дующего наискось главной прямой, и, возможно, способствовавшего вызывать некоторые случаи перегрева, что случалось не раз, воскресная погода была отменна. Поэтому было трудно понять, почему в таком случае пришли только 50000 зрителей, в сравнении с прошлым годом, когда гонку посетили рекордные 75000 человек.

После ужасной гонки национальных спортивных машин, в которой закрытые седаны, гранд-туринги, спэшлы, серийные спорткары и даже болиды Формулы-3 носились в невероятной близости друг от друга на протяжении двух 18-круговых заездов, в 3:15 дня болиды Гран-при отправились на свое состязание – Lotus-Climax Джима Кларка сразу же захватил лидерство, с которого его никто не в состоянии был сместить, хотя бы даже временно. Следовательно, следующее повествование пойдет о гонке моторов, что происходила в зеркалах заднего вида Джима Кларка.

Действительно, последующие захватывающие, полные напряжения 80 кругов с их постоянными поворотами судеб можно было бы разделить на некие эпохи, сначала противостояния Хилла и Брэбхема, а потом противостояния Сэртиза и Гарни. Сначала шел BRM Хилла, занимавший вторую позицию, несмотря на то, что болид со старта начал вызывать подозрения – температура воды поднялась выше нормы. На первом круге за Хиллом следовал МакЛарен, но только в течение одного круга, после чего на его Cooper начал давать сбои механизм селектора передач, а после пит-стопа и еще четырех кругов болид и вовсе выбыл из гонки. На 5-ом круге Брэбхем вывел свой абсолютно новый Brabham-Climax на вторую позицию, Хилл теперь был третьим, а за ними, со все больше увеличивающимся отставанием, четвертым шел Cooper Маггза. Ferrari Сэртиза занимала пятую позицию; затем очень плотной группой шли BRM Гинтера, Cooper Боннье, BRP-BRM Айленда, Lola-Climax Эймона, Brabham-Climax Гарни и Lotus Тейлора.

Эти шесть болидов могли нестись вниз по прямой со скоростью 240 км/ч, образовывая группы из двух-трех болидов в ряд, однако сильный ветер всякий раз сдерживал их от дальнейших порывов, и только Гарни всякий раз устремлялся воспользоваться слипстримом от какого-нибудь болида, ступенька за ступенькой продвигаясь сквозь эту “свалку”. В конце пелотона Porsche Миттера после четырех кругов замер без сцепления. После шести кругов Багетти заехал в боксы на своем ATS и сказал, что в болиде постоянно что-то вибрирует; спустя 11 кругов он снова заехал на пит-лайн все с той же вибрацией, но теперь к ней еще прибавились сбои в системе зажигания. Болид закатили в боксы. Другой ATS – Фила Хилла, его товарища по команде – умер парой кругов раньше. В этом случае была вина пилота, когда он грубо проехался по каменной обочине левым задним колесом, выходя на прямую на скорости 180 км/ч. К счастью, ступица выдержала скоростную прямую, сломавшись уже лишь только в шпильке Tarzan, когда болид накренился на правую сторону в самом конце пит-лайн.

Брэбхем шел пока на второй позиции позади оторвавшегося далеко Кларка, проходящего круги примерно за 1’35. Г. Хилл шел позади Брэбхема, в то время как Маггз (шедший четвертым) по завершении 14-го круга сошел с перегретым двигателем – пробило прокладку под головкой блока цилиндров; теперь оба Cooper и оба ATS выбыли из гонки. Сэртиз после схода Маггза, соответственно, шел на четвертой позиции. Позади него в “свалке” шла борьба за каждый дюйм, каждый возникший за болидом слипстрим, и в конце концов, к 16-му кругу Гарни вырвался вперед всей этой группы – Айленд – Гинтер – Боннье – Эймон; Скарфиотти (дебютирующий в Формуле-1) следовал за ними на осторожном расстоянии в несколько ярдов на 10-й позиции, затем шел Lotus Тейлора, заезжавшего в боксы из-за кратковременного падения давления топлива. Позади Тейлора шли остальные, отставшие на круг от Кларка, Зифферт, Джим Холл (страдавший от повышенной температуры в кокпите), де Бофор и Багетти (как написано ранее, вскоре сошедший). Хилл вышел вперед Брэбхема на входе в шпильку Tarzan в начале 19-го круга и стал быстро отрываться от него.

После четверти гонки Кларк лидировал над Хиллом с 12-ю секундами; Хилл, в свою очередь, шел впереди Брэбхема в 1.3 секундах – оба эти отрыва постепенно увеличивались. Быстрый Гарни, оторвавшись от “свалки”, обойдя Сэртиза, шел теперь на четвертой позиции. Волнующие разборки внутри “свалки” поутихли, стоило только возрасти отрывам между ее участниками, и гонка начала понемногу успокаиваться. Крис Эймон, блестяще державшийся среди них, пронесся мимо боксов, пальцем указывая позади плеча на двигатель, и на следующем круге заехал на пит-лайн. Редж Парнелл отвернул крышку на заливном отверстии радиатора – фонтан пара взмыл к небу, оросив зрителей, оказавшихся на крыше пит-боксов. Срезало вал импеллера водяного насоса – Lola вынуждена была сойти.

По окончании 30-го круга Гарни заехал в боксы, будучи на четвертой позиции, чтобы понадежнее закрепить топливную трубку, волочившуюся под болидом, которую вовремя заметил Рон Торанак. Эта остановка стоила ему четвертой позиции, и теперь порядок в гонке (вслед за Кларком) стал следующим: Хилл, Брэбхем, Сэртиз, Айленд, Гинтер, Боннье и Гарни – только эти болиды Lotus Кларка еще не успел обогнать на круг. Из боксов Ferrari с оптимизмом вывесили сигнальный щит для Сэртиза, где были указаны первые пять позиций в гонке, начинавшихся с огромных букв “КЛАРК”. Представьте себе, но на скорости 240 км/ч он не успевал прочесть ее полностью.

Боннье, неплохо шедший на старом Cooper, на 34-ом круге заехал на пит-стоп с вылетевшей II передачей, где Альф Фрэнсиз произвел замену коробки передач на новую и отправил болид обратно на трассу по прошествии 23-х минут. Этим пит-стопом закончилась длинная дуэль между ним и BRM Гинтера, один из интереснейших моментов гонки. Одним из тех, кто проводил отличную гонку, был также Иннес Айленд на монококе BRP-BRM, вышедший на пятую позицию впереди Ferrari Сэртиза. К сожалению, его подвели тормоза, и в начале 41-го круга, в середине дистанции гонки, его развернуло на подходе к повороту Hunze Rug, что позволило Гарни выйти на пятую позицию. Lotus Тейлора, превосходно звучащий на слух, основался на 11-ой позиции в 15-ти кругах позади Кларка, после вынужденного пит-стопа в поисках давления топлива.

В конце 45-го круга пролетевшему мимо Кларку из боксов показали щит “+20”. Гонка шла своим чередом, Хилл шел пока вторым (в 20-ти секундах позади Кларка, судя по щиту), Брэбхем – третьим (в 34-ех секундах позади Хилла), Сэртиз – четвертым (в 28-ми секундах позади Брэбхема) и Гарни – пятым (в 34-ех секундах позади Сэртиза и проигрывая круг Кларку). Айленд с Гинтером спорили за шестую и седьмую позиции, Скарфиотти шел восьмым, затем Холл и Зифферт, чьи болиды шли голова в голову на протяжении 20-ти кругов, и де Бофор.

Точно таким было положение вплоть до 54-го круга, когда болид Брэбхема заехал на пит-стоп для замены пружины в соединении дросселя – заклинило акселератор. Этот пит-стоп отбросил Брэбхема на восьмую позицию и позволил Сэртизу подобраться вплотную к BRM Хилла. На 55-ом круге Lotus Кларка прошел на круг и Сэртиза, чья Ferrari шла без единой остановки, что указывало на полное превосходство нынешнего монокока Lotus-25, а также на мастерство и талант Джима Кларка. А спустя четыре круга настала очередь заезжать в боксы и для BRM Грэма Хилла. На протяжении всей гонки его двигатель работал с повышенной температурой, но теперь она возросла до опасного предела. Радиатор залили под завязку, и BRM вернулся в гонку, но уже на четвертой позиции; положение в гонке стало таким: Кларк, Сэртиз, Гарни, Г. Хилл, Айленд, Гинтер, Скарфиотти, Брэбхем, Зифферт, Холл, де Бофор, Тейлор и Боннье.

Болид Брэбхема выдержал всего 68 кругов, когда он заехал в боксы, чтобы сойти со сломанным шасси в результате экскурсии вне трассы из-за очередного заклинивания дросселя. Хилл, после пит-стопа быстро продвигавшийся вперед, уже начал наседать на лидеров. К счастью для него, но к несчастью для Сэртиза, будучи на второй позиции, Сэртиз развернул свою Ferrari, промахнувшись мимо шпильки Hunze Rug в начале 63-го круга – тем самым он откатился на четвертую позицию, попробовав стартовать заново. Гарни и Хилл прошли его, причем Хилл уже вплотную приблизился к Brabham Гарни, претендуя на его вторую позицию. Но этого не произошло – как только он промчался мимо пит-лайн, в конце длинной прямой он стал различать на слух дорогостоящие звуки, издаваемые двигателем; и во избежании ненужной аварии он принял решение закончить гонку, заглушил двигатель и припарковал болид впереди пит-лайн. Тем не менее, обойдя Гарни в повороте Tarzan, на короткое время он все же вышел на вторую позицию.

И вот, лидируя с кругом и шестью секундами преимущества, Кларк завершил гонку победой, и не подозревая о напряжении, волнениях и капризах фортуны, что происходили за его спиной. Гарни занял второе место, недосягаемое для Сэртиза, отставшего на 14 секунд. Айленд с непредсказуемыми тормозами пришел в 13-ти секундах позади Сэртиза, и, просто чтобы поддержать интерес, Скарфиотти совершил свою первую ошибку в столь многообещающей дебютной гонке Формулы-1, вылетев с трассы на своей Ferrari в шпильке Tarzan.

Полная происшествий со старта до финиша, гонка еще раз показала превосходство комбинации Кларк-Lotus. Очень редко, особенно в наши дни гонок с плотной борьбой, Гран-при выигрываются со столь внушительным преимуществом.

 

НАЗАД HOME ВПЕРЕД


Π₯остинг ΠΎΡ‚ uCoz